Звучит, конечно, грубо, как испанское богохульство, но на самом деле «парадигма» слово не ругательное, а вполне приличное, означающее непроявленный сценарий развития событий.
Непроявленный в том смысле, что нигде этот сценарий явно не прописан, что не мешает происходящему строго вписываться в его рамки, а то, что не вписывается, просто не происходит.
Совсем неприглядный и даже нецензурный смысл термин приобретает применительно к тому безобразию, что творится в России. Произвол жиреющих «верхов» и бесправие нищающих «низов», постоянная деградация во всех областях жизнедеятельности, моральное разложение и физическое вымирание населения и никаких надежд на будущее. Словом, парадигма, прости Господи, точнее не скажешь.

На самом деле путинская «стабилизация» представляет собой закономерный завершающий этап псевдобуржуазной революции, случившейся в России в конце прошлого века. Всякая революция, меняющая формат общественного развития, происходит в три этапа: разрушение старого, построение нового и стабилизация того, что построено. На каждом этапе история выдвигает на первый план людей, наиболее соответствующих текущим потребностям.
Так, во французской буржуазной революции конца XVIII – начала XIX веков феодальную монархию сокрушили якобинцы, капиталистические порядки установила Директория, а результаты революционных преобразований в виде основ капиталистического строя закрепил Наполеон. В российской социалистической революции начала прошлого века монархию разрушили демократические капиталисты и помещики, основы советского социализма создал Ленин с его «гвардией», а стабилизировал новый строй Сталин посредством массового террора. Социализм в СССР, а вместе ним и сам СССР, развалил Горбачев, выбив подпорку в виде «руководящей роли партии», основы нынешней квазикапиталистической формации заложили при Ельцине, ну а Путин стабилизирует то, что получилось.

Для стабилизации требуется авторитарная диктатура, способная жестко подавить сопротивление недовольных. Поэтому Наполеон назначил себя пожизненным Первым консулом, затем императором, а Сталин увековечил собственную тиранию, установив под видом диктатуры пролетариата безраздельное господство компартии с собой во главе. Путин и на этом направлении действует менее прямолинейно, прикрывая свою пожизненную единоличную диктатуру имитацией выборов, поскольку современная эпоха требует демократии, хотя бы чисто декоративной.

Да потому что Франция революционным образом двинулась вперед по пути прогресса – от феодализма к капитализму, а Россия еще шире шагнула по этому пути – минуя капитализм, который русской душе претит, из феодализма сразу в социализм. И пусть советский социализм оказался по-марксистски корявым, ошибочным в своем теоретическом фундаменте и потому нежизнеспособным, но все равно это был прорыв в будущее, вверх по спирали эволюционного развития человечества.

Демократические (в смысле капиталистические) преобразования на руинах СССР представляют собой попытку «перезагрузить» исторический процесс, вернув страну в период с февраля по октябрь 1917 года. Лозунг «новой» России - «Вперед в прошлое!». Но такого не бывает.
Попытка заведомо обречена на провал из-за того, что природа вообще и природа человеческого общества в частности не терпит движения вспять. Общество как система либо движется вперед по пути исторического прогресса, либо разрушается, когда развитие тормозится (советский застой) и тем более когда страна пятится назад, как нынешняя «демократическая» Россия. Эволюция современной России похожа на движение человека задом наперед – страна, как пьяная, шатается из стороны в сторону, все время спотыкается и того гляди упадет.
Стремление построить капитализм после социализма (каким бы неудачным ни оказался социалистический эксперимент по Марксу), собственно, и породило нынешнюю российскую парадигму, в которой все происходит шиворот навыворот и даже универсальные законы диалектики обращаются в свою противоположность. Так, закон отрицания отрицания предполагает восстановление на новом витке развития тех положительных элементов прошлого, которые незаслуженно были отброшены на предыдущем витке. У нас же все наоборот – то хорошее, что было при советской власти (а было его немало), заменяется самыми неприглядными элементами капиталистической и феодальной систем, а положительный их опыт игнорируется. То есть отбирается один негатив, а позитив отбрасывается. Именно в этом заключаются исторический смысл нынешней парадигмы и ее эволюционная бесперспективность.

Естественно, что вакханалия негатива порождает массу противоречий в обществе, как социальных, так и национальных. Сложившийся после крушения советского социализма строй по существу представляет собой генератор хаоса, который работает на разрушение российской государственности и который поддерживает действующая парадигма.

Поправить положение, следуя одесской мудрости, согласно которой в прогорающем борделе надо менять не шишечки на кроватях, а девок, в данном случае не получится. Путинские «шишечки» в виде т.н. ручного управления на политически важных проектах, имитации борьбы с коррупцией, кадровых перестановок и т.п. заметного эффекта не дают, это видно невооруженным глазом. Но даже если допустить еретическую мысль о замене самого «национального лидера», то новый глава государства непременно опять займется «шишечками», и с тем же успехом. Потому как парадигма, ее не обманешь.
Парадигму можно изменить только сменив вектор движения. То есть перестать пятиться назад, в капитализм, а решительно двинуться вперед по магистральному пути исторического развития, в социализм. Вперед идти куда как сподручнее. Иначе говоря, бордель требуется перепрофилировать, сменив нынешний строй на другой, более соответствующий месту и времени, а именно социалистический.
По этой логике советская формация, называемая социалистической, на самом деле была сугубо бюрократической, ибо средства производства в ней де факто находись в коллективной собственности социальной группы чиновников. Партийные бонзы, пытавшиеся руководить всем и вся, со временем завели страну в тупик. С исторической дистанции бесперспективность такой парадигмы видится отчетливо, как и ее далекий от действительного социализма характер.
Основой социализма является не сословная, как было в СССР, а именно общественная собственность на средства производства, пусть даже не на все, а только на основные, системообразующие, и политически значимые. Природные и рукотворные (те, что созданы в советское время трудом всего народа) богатства страны должны принадлежать в равных долях непосредственно всем гражданам как физическим лицам по праву рождения.
Социально-экономическая система, основанная на действительно общественной форме собственности на основные средства производства, которые будут реально принадлежать всему народу, а не социальной группе бюрократов, явится фундаментом новой общественной формации, не обанкротившейся марксистско-социалистической, а национально-социалистической. Переход к ней образует и новую парадигму событий, на сей раз продуктивную по причине ее соответствия законам общественного развития, требующим движения вперед. Иначе никак. Иначе, в старой парадигме - только девки, да шишечки на кроватях.
Александр Никитин,
секретарь ЦПС ПЗРК «Русь»