Ахиллесова пята милитаризма Баку

Ахиллесова пята милитаризма Баку

Армения - слабая страна, которой угрожает крупная держава - Турция. Но ее граница с Ираном является частью национальной безопасности и национальных интересов Ирана, а Тегеран - не Ереван, чтобы его интересы можно было игнорировать в Баку.

В 1950-х годах советский чиновник обратился к бывшему иранскому шаху, ссылаясь на беспрецедентный оборонный бюджет Ирана и крупные закупки оружия: Какова ваша цель? Если Вы наметились на Ирак, а это намного больше, чем требуется для этого. Если же Ваша цель - Советский союз, вы не сможете достичь военного баланса с нами даже при закупках в сто раз больше! Судя по всему, эта аллегория актуальна и сегодня в отношении Азербайджанской Республики.

Стратегические военные действия, массированные оборонные бюджеты и нетрадиционные совместные маневры - это действия, которые вряд ли будут нацелены на маленькую и слабую Армению, зажатую между двумя противоборствующими державами - Азербайджаном и Турцией. Если же цель - это Иран, как говорится в басне о Слоне и Москве, это вряд ли что-то изменит.

Милитаризм Баку, похоже, проистекает из двух главных движущих сил: гордости за решительную победу над Арменией и, во-вторых, недемократической политической структуры страны и желания ее руководства потратить деньги в обмен на эту победу во внутренней политике и консолидацию власти посредством наращивания последних достижений на военном поприще.

Однако ахиллесовой пятой этой политики является абсолютная опора Баку на иностранных союзников и участие в геополитических играх в масштабах, превышающих возможности Азербайджана.

Начнем с Турции. Понятно, что главный закулисный игрок - это Реджеп Тайип Эрдоган и его неоосманские амбиции. Мы хорошо знаем, что сто лет назад одной из главных и тайных идей политики «Исламского единства» молодых тюрков было пантюркизм и объединение тюркских земель Кавказа и Средней Азии. Эта иллюзия, однако, к добру не привела и имела горькие последствия для Турции.

Какая гарантия, что в Турции после Эрдогана новые правители откажутся от имперских амбиций и снова будут ждать приема за дверями Европейского Союза? Не исключено, что Анкара откажется от однозначного союза с Баку и заменит его другими приоритетами? Для «более демократичной» Турции завтра, возможно. не захочется продолжать недвусмысленный союз с «одноязычным (азербайджанским) государством», в котором доминирует третье поколение Алиевых?

Второй случай - Израиль. Израиль рассматривает Азербайджан в качестве доверенного лица и оперативной опоры против альянса Ирана и ливанской Хезболлы. Существует сильное подозрение, что бартер нефти в обмен на поставки оружия между Тель-Авивом и Баку имеет второстепенное значение. В условиях быстрой нормализации отношений Израиля с богатыми нефтью арабскими странами энергетический фактор вряд ли является стратегическим приоритетом сионистского режима в двусторонних отношениях с Азербайджаном.

В большой игре у более слабой стороны всегда есть возможность пойти на компромисс. Предположим, что на Ближнем Востоке установился новый баланс или снизится напряженность между Ираном и Израилем. Не потеряет ли Баку в такой ситуации свое стратегическое значение?

Кроме того, чрезмерное усиление Азербайджана со стороны Израиля может вызвать реакцию таких стран, как США и Франция, которые давно поддерживают исторические и дружеские связи с Арменией.

Выход Пакистана на эту арену представляется наиболее странным фактором. Понятно, что Исламабад вмешался в эту историю по приглашению Анкары. Две страны сформировали новую региональную ось после относительно натянутых отношений с Саудовской Аравией и непосредственной близости к Катару. Но для Баку стратегический союз с Пакистаном может с легкостью стать медвежьей услугой. Пакистан - профессиональный и зачастую безответственный игрок в регионе. Его давние отношения с Саудовской Аравией ни для кого не представляют секрета. Эр-Рияд был источником финансирования Пакистана в течение последних нескольких десятилетий и даже спонсором его ядерной программы, но когда дело дошло до реальных боевых действий, Исламабад отказался даже символически участвовать в йеменской войне.

Но какая польза от этого Баку? Кроме того, чтобы такое сближение спровоцирует Россию и Индию на корректировку курса и противодействие Азербайджану. Таким образом, целесообразная и реалистичная внешняя политика, учитывающая долгосрочные интересы Азербайджана, не может не проходить по коридору стратегической дружбы с и обеспечения интересов двух постоянных и могущественных соседей - Ирана и России. Продолжение давления на Ереван со стороны «старшего брата» (Москвы) может привести к аналогичной реакции.

Последствия недавней войны в Нагорном Карабахе создали новые геополитические реальности в регионе. Но устойчивость этих результатов зависит от обеспечения стратегических интересов крупных держав в регионе и их разумного сдерживания. Манипулирования на границах даже на основе геополитических карт и правовых норм так же сложно, как право на самоопределение. Теоретически это можно оправдать со ссылкой на Устав Организации Объединенных Наций. Но в его реализации вопрос региональной безопасности и интересов соседей не может попираться еще раз со ссылкой на ту же хартию.

Армения - слабая страна, которой угрожает крупная держава - Турция. Но ее граница с Ираном является частью национальной безопасности и национальных интересов Ирана, а Тегеран - не Ереван, чтобы его интересы можно было игнорировать в Баку.

 

Салахаддин Хадив, издания «Иранская дипломатия»

 

Источник

Последние новости
Впрочем, нынешним чиновникам как обычно не до детей. Им не интересна ни статистика,…
Только за последние дни число новых терактов со стороны киевского режима превысило все…
Европа устами тёти Каллас (45-летняя премьер-министр Эстонии) возвестила о запрете въезда и ограничениях…