Громкое уголовное дело о махинациях с имуществом Минобороны готово пополниться новым эпизодом
«Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо ФСБ заинтересовалась судьбой пропавшей коллекции раритетных машин рязанского Музея военной автомобильной техники. Стоимость уникальной коллекции оценивается в несколько десятков миллионов евро.
Музей был нежиданно расформирован в 2010 году по приказу министра Сердюкова, а сама экспозиция оказалась в столичном спецгараже Минобороны. При этом часть уникальной госколлекции автомобилей при переезде экспозиции пропала.
Проверка ФСБ в Рязани и Москве началась несколько дней назад. Выясняются обстоятельства расформирования музея и перевод его экспозиции на 147-ю автобазу Минобороны на столичной Рублевке.
Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ). Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника.
Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. В музее были правительственные «Чайки», «ЗИМы», ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.
По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро.
Замдиректора реставрационной мастерской Музея техники Юрий Костькин поясняет: «Кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, сейчас стоимость такого автомобиля составляет ?800 тыс. ЗИС-110 в зависимости от комплектации может стоить до ?600 тыс. «Чайки» на рынке оцениваются в ?50 тыс. Но у машин может быть и своя история — в зависимости от того, кому она принадлежала и кто на ней ездил, стоимость может значительно увеличиться».
Бывший директор музея Рудольф Вандер считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова: «Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны. Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов».
Сотрудники сделали три таких альбома и отправили министру: «Нам сказали, что альбомы министру очень понравились. А вскоре к нам приехал и сам Сердюков со своими помощниками, среди которых была и молодая женщина. Когда министр со свитой проходили мимо жемчужин коллекции — автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: «Такой машины у нас нет»».
После этого у музея и начались проблемы. Сначала его лишили статуса музея, а затем был выпущен и приказ, где сообщалось, что 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву. Эвакуаторы увезли 63 самых ценных экспоната. О дальнейшей их судьбе ничего не известно.
В 147-й автобазе Минобороны заявляют, что все экспонаты музея находятся у них. При этом не известно, в каком они состоянии. Автоэксперт Юрий Костькин знает, что ценность раритетного автомобиля заключается в оригинальных деталях, которые пользуются очень высоким спросом у коллекционеров. А после закрытия Рязанского музея военной автомобильной техники все его экспонаты словно растворились.
Сумма ранее разворованных средств в Минобороне может достичь десятков миллиардов рублей.