Ученье – свет… А за свет платить надо?

Ученье – свет… А за свет платить надо?

Непрофессиональный анализ реформ образования 2000-x

Сразу скажу, в бытность министров образования Фурсенко и Ливанова, я был ярым критиком проводимых реформ. Но сейчас оглядываясь в прошлое и анализируя ситуацию в образовании в России, всё представляется мне уже в другом свете. Буду излагать кратко, можно сказать конспектно.

Для начала, вернемся в недалекое прошлое… советское.

Советская школа отвечала запросам советского индустриального общества:

1) Давала необходимый минимум знаний

2) Унифицировала уровень этих минимальных знаний – обучение велось по одним и тем же программам и учебникам, к разработке которых привлекались самые лучшие специалисты

3) Существовала система школ с углубленным изучением отдельных предметов

4) Развивала языки народов СССР, повышала уровень среднего образования республик и регионов, которые по историческим причинам отставали

Недостатки школьного образования вытекают непосредственно из преимуществ:

1) Излишняя унификация образования – не приветствовалась инициатива, новые формы обучения

2) Массовость школ привела к уменьшению статуса учителя в обществе, понижению уровня зарплат

3) Излишнее преобладание советской идеологии при отсутствии какой-нибудь дискуссии приводило к формализации в восприятии коммунистических и социалистических идей

Советская система вузовского обучения:

1) Количество мест в вузах было примерно 25% от выпускников, то есть получал высшее образование каждый четвертый

2) Неплохая научная и производственная база вузов (к сожалению к началу перестройки начала деградировать)

3) Была связка обучения с потребностями общества и производства: технические вузы были связаны с производством, медицинские с медучреждениями, педагогические с учебными заведениями и т.д.

4) Так как выпускники вузов распределялись на работу, была четкая связка с потребностями производства и общества, что регулировало потребность в обучении определенных специальностей и профессий

5) Бесплатность

Недостатки:

1) Гуманитарные, прикладные и общественные дисциплины были в загоне

2) Негибкая система при подготовке новых направлений и специальностей – нужно было преодолеть много бюрократических процедур

3) В 80-х годах выросла коррупция при поступлении в вузы и в процессе обучения (например, трудно было поступить в медвуз без связей или взяток)

Что произошло, когда пришел капитализм в 1992 году?

Процессы разложения государства прошлись катком и по школе и вузам, причем, то что было плюсом советского периода было убрано, а недостатки и процесс разложения заложенный поздней перестройкой продолжился. Были и плюсы.

Изменения в школах:

1) Уменьшилось финансирование школ, уменьшились зарплаты учителей, еще больше уменьшился статус учителя в обществе

2) Появилось много специализированных школ, гимназий, в том числе появились престижные, элитные и платные школы

3) Появилось много разных программ обучений, учителя могли выбирать различные учебники и программы

4) В целом по стране стал очень разный уровень обучения в разных регионах и разных школах – в одних школах высокий, во многих – ниже плинтуса

4) Выросла бытовая коррупция на уровне школ и учителей

Изменения в вузах:

1) Уменьшилось финансирование вузов, научная и производственная база не обновлялась и ветшала

2) Произошел постепенный отказ от бесплатности

3) Талантливым молодым людям проблематично стало выезжать для поступления в другие регионы или более престижные вузы

4) В связи с деградацией производства в стране, технические дисциплины стали невостребованы, обучение по ним стало отставать от времени

5) Гуманитарные, прикладные и общественные дисциплины наоборот бурно развивались, происходил обмен опытом и знаниями с внешним миром

6) Оперативно стали появляться новые специальности и направления, востребованные обществом

7) Коррупция и власть денег к сожалению пропитали всю систему вузовского образования

В таких условиях приступил к работе министр образования Фурсенко и его преемник Ливанов. Были ли у них какие-то существенные финансовые рычаги чтобы переломить ситуацию? – Кто бы им их дал.

Чтобы система образования совсем не рухнула и не развалилась в условиях дикого капитализма, в школах был внедрен ЕГЭ -Единый Государственный Экзамен.

Можно сказать, что в настоящий момент система ЕГЭ уже стабилизировалась и нормально воспринимается обществом.

Прежде всего государство установило общие правила, которые понятны для всего общества: учителей, руководителей вузов, родителей, учеников.

1) Создана система более менее объективной оценки уровня знаний, как отдельных учеников, так и школ, регионов

2) Унифицированы единые требования к уровню знаний в средней школе – теперь понятно как преодолеть разрыв в уровнях обучения в разных школах и регионах

3) Родители теперь могут оценить в каких школах надо обучать своих детей, какие предметы требуется подучить или нанять репетитора

3) В связи с падением рождаемости и миграцией людей из сельской местности были закрыты полупустые школы в сельской местности и регионах с низкой рождаемостью

4) Сделана система олимпиад, которая позволяет отбирать талантливую молодежь сразу в самые лучшие вузы страны

5) Школы получают финансирование в зависимости от количества учеников

6) Увеличено финансирование зарплат учителей (до средней по региону), работает не без перекосов

7) Полностью изжита коррупция при поступлении в вузы

8) За счет системы подачи документов (5 вузов – 3 специальности) решена проблема отбора и миграции способной молодежи в лучшие вузы

Последние мероприятия, которые достраивают систему образования:

1) Минобрнауки назвало 22 новых опорных вуза России

17 апреля Минобрнауки подвело итоги II конкурсного отбора программы развития опорных университетов. Опорными станут еще 22 вуза, которые получат финансирование из бюджетов разного уровня.
Программа развития опорных вузов запущена в 2015 году. Она подразумевает создание в регионах России научно-образовательных кластеров с ориентиром на запросы региональной экономики и рынка труда. На данный момент действует уже 11 опорных университетов.
На втором этапе отобрано две группы вузов: восемь университетов, которые получат на свое развитие ежегодное финансирование напрямую из федерального бюджета (100 млн на каждого участника на ближайший год), и 14 университетов, чьи программы развития будет поддерживать регион с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств Министерства образования и науки. Таким образом, в России будет уже 33 опорных вуза.
В первую группу вошли Ярославский, Череповецкий, Владимирский и Тульский государственные университеты, Новосибирский и Нижегородский государственные технические университеты, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России и Мурманский арктический госуниверситет.
Во вторую группу (с региональным финансированием) вошли Алтайский, Калмыцкий, Кемеровский, Марийский, Петрозаводский, Псковский, Сочинский, Сыктывкарский, Тольяттинский, Новгородский и Ульяновский государственные университеты, а также Белгородский государственный технологический университет, Магнитогорский и Саратовский государственные технические университеты.
Будет ли вуз получать финансовую поддержку в будущем, напрямую зависит от выполнения утвержденной программы развития каждым университетом, и этот процесс министерство будет контролировать ежегодно, говорится в сообщении пресс-службы.

2) Есть понимание, что статус учителя должен быть повышен, из заявлений нового министра образования Васильевой:

Каждый должен понимать, что работа учителя это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово “услуга”. Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями”, — сказала Васильева. По ее словам, на это есть правовые нормы и основания. “В этом регламенте должны быть четко прописаны требования, которые родители и семья могут предъявлять к школе, а школа — семье.

3) Есть понимание, что нужно урегулировать зарплаты учителей, (сейчас получается, что средняя зарплата по школе должна быть из расчета средней по региону, но в реальности директора распределяют ее очень неравномерно): Ольга Васильева объяснила, как изменится зарплата учителей

Базовая часть зарплаты учителей будет не меньше 70%. Остальная часть зарплаты будет формироваться за счет премий и надбавок.
Как сообщила глава Минобрнауки России Ольга Васильева, премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал соответствующее поручение, передает Интерфакс. «Мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты — это должно касаться всех учреждений образования — и 30 процентов стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос», — сказала Ольга Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии.
В сегодняшнем интервью ТАСС Ольга Васильева также сообщила, что к 2018 году планируется ввести градации учительских должностей. Существующая сейчас в школах должность учителя будет дополнена позициями «старшего учителя» и «ведущего учителя». Согласно проекту Минобрнауки, новые должности будут отличаться по требуемой компетенции, степени ответственности и сложности выполняемых задач.

4) Продолжается закрытие вузов, которые не могут предоставить качественного обучения.

Вывод:

1) Возврат к советской системе образования невозможен – нет возможности и желания у властей финансировать в нужном размере

2) В условиях капиталистического бардака удалось сохранить остатки системы образования, сформировать новые правила игры и с этой базы начать поднимать

2) Происходит концентрация квалификаций и компетенций в опорных университетах, которые будут финансироваться по максимуму, и в них будут стараться собрать всю способную молодежь

3) Власть пытается поднять статус учителей в обществе, и в том числе достойную оплату их труда

4) Обществу даны четкие правила игры в сфере образования: всё более менее понятно для учеников, родителей, учителей

5) В 2014-2015 году количество мест в вузах равнялось количеству выпускников школ (сказалась яма рождений в 1996-1997 годах), сейчас количество мест в вузах уменьшилось за счет закрытия ряда вузов,

но в 2018-2020 годах выпускаться из школ будет уже многочисленное поколение. Таким образом, будет ситуация, когда поступать в вуз будет не каждый, а один из двух, а в дальнейшем один из трех. С одной стороны это хорошо: в вузы пойдут более подготовленные, но куда пойдут остальные? Вот где стоит поломать голову.

Таким образом, будет скоро будет ситуация, когда поступать в вуз будет не каждый, а один из двух, а в дальнейшем один из трех. С одной стороны это хорошо: в вузы пойдут более подготовленные, но куда пойдут остальные? Вот где стоит поломать голову.

 

 

Источник: НПО "Истина"

Последние новости
Жена своего благоверного мадам Зе  специально  прилетела в Стамбул, чтобы встретиться  с боевиками …
27 сентября министерство иностранных дел "Израиля" заявило, что Тель-Авив не будет признавать результаты…
Из-за этого просионистское лобби попросило её на выход…