Расология старая и расология новая

В комментарии на мою очередную статью про Украину один из читателей рекомендует «сунуть под нос этому секретарю», то есть мне, книгу, где все расы для таких «знатоков» разобраны, и ссылается на работы Богданова, Гюнтера, Ларионова, Алексеева, Авдеева и прочих. Для понимания – читали мы этих авторов. К списку отечественных классиков расологии необходимо добавить как минимум еще и генетика Тимофеева-Ресовского, фактического создателя «нордической» теории, взятой на вооружение в Третьем Рейхе, да и другие тоже писали толково.

Их исследования очень важны. Но есть одно «но». А именно, эти ученые работали до того, как биологи обнаружили двойную спираль ДНК и нашли в мужской Y-хромосоме последовательность нуклеотидов, передающуюся по наследству в неизменном виде по мужской линии в течение тысячелетий – от мутации до мутации. Эта последовательность, названная гаплогруппой, в силу своей стабильности позволяет выявить исторический путь человеческого сообщества, которому она присуща, во времени и в пространстве от первопредка, у которого данная мутация возникла тысячи лет назад, до всего множества его потомков в наши дни. Такими исследованиями занимается совсем еще молодая наука, называемая ДНК-генеалогией.

Структура ДНК, которой оперирует эта наука, суть объективный биологический феномен и различным интерпретациям не поддается. Результаты генетического анализа, конечно, можно оспаривать, если они не нравятся, но с таким же успехом, как анализ крови в поликлинике. ДНК-генеалогия представляет собой раздел биологии, науки точной, и этим разительно отличается от научного инструментария, которым пользовались исследователи, упомянутые выше.

Соответственно, некоторые представления, ранее казавшиеся в расологии незыблемыми, в свете последних данных приходится пересматривать. Такое в науке случается регулярно – количество знания переходит в качество, и многие вещи предстают в новом свете. Еще совсем недавно, например, никто не мог помыслить о геометрии, отличной от той, которую создал Евклид, или о механике, отличающейся от механики Ньютона. Но пришло время, и возникла новая геометрия, которая так и называется «неевклидовой», и появилась новая механика, квантовая, в эпоху Ньютона невообразимая. Такие скачки в познании действительности называют научными революциями.

Равным образом и в расологии случилась революция, когда в дополнение к ее традиционным методам стал применяться генетический анализ. Благодаря ДНК-генеалогии выяснилось, что раса – это не совсем то, о чем все думали до сих пор. Раса в биологическом смысле (а только в нем и может использоваться этот термин) есть завершающий продукт эволюции в цепочке человек-семья-род-племя-народ-раса. Биологическая раса представляет собой совокупность племен и народов, произошедших от одного общего предка и несущих в ДНК его этническую метку – гаплогруппу. В социальном отношении такие народы отличаются друг от друга, но генетический корень у них один. Так и никак иначе, любое другое определение расы антинаучно.

Это видение проблемы заставляет решительно пересмотреть ту расовую классификацию, к которой мы привыкли и отступление от которой вызывает возмущение у читателей и сомнение в компетентности отступника. На самом деле ни возмущаться, ни сомневаться не стоит – как не стоило в свое время возмущаться неевклидовой геометрией и упрекать в необразованности создателей неньютоновой механики. Наоборот, нужно обновить собственное представление о биологическом делении рода людского, используя новые и неопровержимые генетические данные. Чему, собственно, мы и стараемся способствовать нашей публицистикой.

Так вот. Биологических рас на земле всего двадцать. Конечно, мутаций в ДНК за десятки тысяч лет существования современного человечества произошло великое множество, но выжили потомки лишь двадцати мутантов - основоположников современных человеческих рас. Это во-первых.

Во-вторых, реальное кровное родство необязательно сопровождается одинаковостью внешних антропометрических и прочих признаков, за которые отвечает изменчивая часть генома. Даже у одного отца сыновья рождаются с разной внешностью, что уж говорить о целых народах, разнесенных в пространстве и времени. Так, белобрысые европеоиды эстонцы суть родные братья типичных монголоидов якутов – у тех и у других в ДНК наличествует расовая гаплогруппа, которую генетики помечают литерой N.

В-третьих, о названиях рас. Старые названия, как выяснилось, не отражают генетической реальности, а новой общепринятой терминологии для наименования биологических рас еще не существует. Сами биологи, занимающиеся ДНК-генеалогией, обозначают их буквами латинского алфавита и именуют по географическому признаку: R1b - западноевропейская гаплогруппа, R1a1 - восточнославянская гаплогруппа, I1 - балтийско-скандинавская гаплогруппа, I2 – южнославянская гаплогруппа и т.д. Но географический подход представляется некорректным, поскольку, например, сто миллионов обладателей восточнославянской гаплогруппы R1a1 живут на территории Индии – ничего себе, восточные славяне!

Нам кажется более правильным (хотя и тоже неидеальным) использовать для обозначения рас названия племенных объединений, существовавших во время последнего массового переселения народов в связи с крушением Западной Римской империи в IV-V в.в. нашей эры, когда в основном определилась нынешняя этнодемографическая карта Европы.

В частности, племена, обитавшие на территории нынешней Франции, Юлий Цезарь именовал кельтами, так же называли и бриттов, населявших остров Британию. Соответственно, западноевропейскую гаплогруппу R1b лучше называть кельтской. Лучше хотя бы потому, что египетского фараона Тутанхамона, в ДНК которого она обнаружена, причислить к западным европейцам никак не получается, протестует здравый смысл, а к кельтам, хоть и с натяжкой, все же можно, не так режет слух из-за отсутствия географической привязки.

В-четвертых, нужно понимать, что германцы, славяне, татары и прочие племенные объединения, о которых часто говорят как о «народах» или даже «расах», представляют собой не столько биологические реалии, сколько этнокультурные сообщества – единой генетической идентичности у них нет, только социальная (язык, культура, религия и т.д.).

Так, славян делят на восточных (русские, украинцы, белорусы), западных (поляки, чехи, словаки) и южных (балканские народы). Если восточные и западные славяне относятся к одной биологической расе (гаплогруппа R1a1), то южные славяне – совсем другая раса (гаплогруппа I2). Оказывается, балканские «братушки» по крови от нас дальше даже западных европейцев (кельтов), и их ближайшими родственниками являются вовсе не русские и прочие славяне, а обитатели скандинавско-балтийского региона (гаплогруппа I1). Так что единой славянской расы нет и никогда не было. (Не совсем так, поскольку, к примеру, "немецкие" лужнецкие сербы имеют до 80% и более гаплогруппу R1a - один из высочайших показателей, в Польше, Украине, Белоруссии, Юж. России это показатель 57-63%, при этом у высших "арийских" каст Индии 72% - прим. ред.).

Как, впрочем, и германской. Племенное сообщество германцев, выплеснувшееся из-за Рейна и Дуная на земли умирающей Западной Римской империи, в основной массе состояло, судя по всему, из носителей скандинавско-балтийской гаплогруппы I1. Смешавшись с местным кельтским населением, пришлые германцы сформировали нынешнюю расовую структуру населения западной части европейского континента, где от Британии до Португалии преобладают (в различных, конечно, пропорциях) гаплогруппы R1b и I1.

Если кельты с расовой меткой R1b жили там и раньше, то массовое появление носителей гаплогруппы I1, очевидно, связано именно с миграцией германских племен (другого переселения народов, которое могло бы существенно изменить расовый облик Западной Европы, с тех пор не случалось). Англы, саксы, вандалы, франки, остготы, вестготы и прочее, и прочее – это все германские племена, расселившиеся по Западной Римской империи и принесшие в кельтский по преимуществу мир свою кровь. Поэтому присущую им гаплогруппу I1 корректнее называть не скандинавско-балтийской, а по племенному наименованию – германской.

В-пятых, особая тема – арийская. Научное сообщество бежит от нее, как от чумы, потому что этой темой увлекался Гитлер со товарищи, и ученые боятся, что их упрекнут в симпатиях к «фашизму». Глупо, конечно, но таковы нынешние либеральные реалии. Видный демократ Чубайс как-то назвал в беседе с нашим соратником квантовую механику «фашистской» и в современной России никому не нужной – на том основании, что один из основателей этой науки физик Гейзенберг плодотворно трудился в Третьем Рейхе. Нам в партии на инсинуации либералов плевать, поэтому вещи мы называем своими именами.

Итак, арии. Кто они? Мнения разнятся. Некоторые вообще полагают, что арийство – это состояние духа и от крови оно не зависит. Большинство все же исходит из примата крови, и здесь выдвигаются разные гипотезы. В литературе встречается, например, утверждение, что ариями были люди с гаплогруппой I1. Это отрыжка «нордической теории» (данная гаплогруппа преобладает на севере Европы), любезной гитлеровским расологам. Есть и другие мнения, ни доказать, ни опровергнуть которые инструментарий классической расологии не позволяет.

Между тем, ДНК-генеалогия дает окончательный и исчерпывающий ответ на арийский вопрос. Ариями называют светлокожих, светловолосых и светлоглазых людей, пришедших на территорию Индии с севера около трех с половиной тысяч лет назад. Этот термин и обстоятельства появления северных пришельцев зафиксированы в письменных памятниках, дошедших до наших дней. Собственно, оттуда и пошло само слово «арии», из древнеиндийских текстов. Так же назвали людей с тем же внешним обликом, примерно в то же время появившихся в Иране. Никакие другие арии, кроме древнеиндийских и древнеиранских, истории не известны.

Генетический анализ населения Индии и Ирана позволяет, наконец, определить происхождение северных пришельцев по тому следу, который они оставили в ДНК своих потомков. Это были так называемые восточные славяне, носители гаплогруппы R1a1 – той же самой, что и у большей части современных обитателей России, Украины, Белоруссии и Польши. В Индии, в частности, сейчас живут сто миллионов пра-пра- и еще много раз пра-внуков тех самых ариев, они наши кровные братья.

Других этнических меток, которые могли бы появиться в Индии и в Иране «с севера», там не встречается, во всяком случае, в статистически значимом количестве. Ни гаплогруппы I1, скандинавско-балтийской (а правильнее – германской), ни гаплогруппы R1b, западноевропейской (кельтской), ни какой-либо другой. Все, вопрос о происхождении ариев закрыт. Раз и навсегда, окончательно и бесповоротно.

Со среднерусской равнины, где арийская раса R1a1 появилась четыре с половиной – пять тысяч лет назад, и с Урала, где четыре тысячи лет назад арии построили Аркаим и целую «цивилизацию городов», часть из них мигрировала на юг и создала там великие цивилизации древности, индийскую и иранскую. Это были наши предки, и немцы тут совершенно ни причем, что бы ни утверждала классическая расология гитлеровского розлива.

Таким образом, в «белом мире», традиционно определяемом по антропометрическим параметрам, существуют три основные биологические расы, в совокупности составляющие львиную долю его населения: арийская - R1a1, кельтская - R1b и германская - I1. Сюда же относятся южные славяне I2, но их немного, и частично угрофинны с галогруппой N, точнее те из них, у кого внешность европеоидная, то есть эстонцы, финны и некоторые малые народы европейского севера.

Вот, собственно, и все. Вся система понятий современной расологии. Не так их много, этих понятий, но знать их надо, если высказываешь мнение по расовым вопросам. Пользоваться устаревшими определениями в эпоху ДНК-генеалогии - все равно что рассуждать о кибернетике как о «продажной девке империализма» в век Интернета. То есть, при всем уважении к классикам расовых наук, нелепо.

Александр Никитин