Вопрос это не праздный и даже не теоретический, а вполне прикладной
Действительно, нынешнее положение в РФ похоже на положение в Российской империи 100 лет назад, накануне социалистической революции: социальная напряженность из-за антинародной политики правительства помещиков и капиталистов преодолела порог революционной ситуации; нарастающий экономический кризис по своим последствиям для населения России вполне сравним с последствиями Первой мировой войны; власть в государстве слаба и коррумпирована донельзя. Все как в 1917-ом.
Остается всего ничего, а именно бунт и переворот - вот и революция в политической ее части, за которой следует социально-экономическая часть в виде трансформации отношений собственности на средства производства. Бунт дело стихийное, сугубо социальное, в нынешней обстановке случиться он может в любой момент по любому поводу, а там и до переворота один шаг, желающих поучаствовать достаточно.
Путинская вертикаль, не имеющая в стране политической опоры (не считать же таковой кучку мародеров, одной ногой уже сбежавших на Запад), серьезного бунта не переживет и рухнет, как карточный домик. Но что потом? Тут-то и полезен опыт Октябрьской революции с последующей гражданской войной, в которой победили большевики. Благодаря чему победили?
Действительно, большевистский феномен интересен прежде всего тем, что на момент революции ничто, буквально ничто не говорило о том, что партия Ленина имеет шансы взять власть в России.
Эта партия была едва ли не самой малочисленной среди российских политических партий, в том числе революционных – десять, от силы 20 тысяч членов, тогда как эсеров, для сравнения, насчитывалось под миллион. Ленинская партия включала немало стойких бойцов, фанатиков идеи с опытом подпольной работы и «тюремными университетами» за плечами, это важно. Но среди тех же эсеров было не меньше идейных отморозков, даже больше из-за многолетнего опыта бомбизма-терроризма, на который большевики не разменивались, идя другим, преимущественно политическим путем.

«Всепобеждающее учение Маркса-Энгельса» не было эксклюзивной идейной платформой большевиков, марксизмом тогда баловались чуть ли не все. Партийная агитация и пропаганда марксистской теории в массах тоже вряд ли могут объяснить победу большевиков как из-за микроскопического масштаба этой работы в громадной России, так и из-за ее сомнительной действенности.
Кто из наших современников преисполнился мужества и осилил марксов «Капитал» знает, что это чтиво не для слабонервных в том смысле, что не заснуть в процессе его потребления требует чрезвычайных волевых усилий, а чтобы понять всю глубину теории основоположника недостаточно и высшего образования, слишком уж у него все накручено. Трудно себе представить полуграмотного мастерового начала прошлого века, который после смены на заводе с энтузиазмом разбирает эту заумь в подпольном марксистском кружке.
Так что долговременной идеологической работой в массах успех большевиков не объяснить, хотя сами коммунисты пытаются сделать именно это. В фабричный народ большевистские агитаторы, конечно, ходили, подстрекали рабочих к забастовкам, но опять-таки не они одни и не в таком масштабе, чтобы рассчитывать на массовую поддержку пролетариатом именно их партии в ущерб революционным конкурентам.
Вообще мало кто за пределами политической тусовки знал о существовании этой партии, а рейтинг ее лидера Ульянова-Ленина был ниже некуда – почти никто о нем в стране не слышал. Уже после Октябрьского переворота в российской глубинке долго еще бытовало убеждение, что революцию возглавляет бабушка Брешко-Брешковская...
Таким образом, партия большевиков ни по количественному и качественному составу, ни по финансовым возможностям, ни по идейной платформе и агитационным усилиям, ни по популярности лидеров, ни по любым иным параметрам не была фаворитом в революционной борьбе за власть. И, тем не менее, именно большевики в этой борьбе победили благодаря тому, что именно их в конечном итоге поддержали народные массы.
Вопрос – почему поддержали?
Дело в том, что любой социум на 95% состоит из людей инертных. Политически и общественно активного населения везде и всегда не более 5%, остальные живут только личной жизнью. Это и есть те самые «массы», к которым постоянно апеллируют революционные теоретики, но которые пассивны по своей природе. (Древние греки таких граждан называли «идиотами», имея в виду не умственные способности, а лишь нежелание участвовать в делах общества, бранным слово стало гораздо позже. Современными синонимами «идиотов» являются термины «простой народ», «массы» и т.п.)
При всей своей инертности именно «массы» играют в революции решающую роль, просто в силу многочисленности. В революционной ситуации различные партии из 5-процентной активной части населения предлагают народу свои варианты дальнейшего развития, и та, чей вариант пассивное большинство поддержит, «делает» революцию. Предложенная победителем идея, овладев народными массами, становится, по «материальной силой», которая меняет ход истории.
Так вот, большевики обошли политических конкурентов, вбросив в массы лозунги, которые были наиболее созвучны реальным чаяниям народа: «Земля - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!», «Мир - народам!». А для реализации всего этого «Власть - советам!», которые в значительной мере контролировались самими большевиками и их политическими союзниками.
Дело в том, что любой социум на 95% состоит из людей инертных. Политически и общественно активного населения везде и всегда не более 5%, остальные живут только личной жизнью. Это и есть те самые «массы», к которым постоянно апеллируют революционные теоретики, но которые пассивны по своей природе. (Древние греки таких граждан называли «идиотами», имея в виду не умственные способности, а лишь нежелание участвовать в делах общества, бранным слово стало гораздо позже. Современными синонимами «идиотов» являются термины «простой народ», «массы» и т.п.)
При всей своей инертности именно «массы» играют в революции решающую роль, просто в силу многочисленности. В революционной ситуации различные партии из 5-процентной активной части населения предлагают народу свои варианты дальнейшего развития, и та, чей вариант пассивное большинство поддержит, «делает» революцию. Предложенная победителем идея, овладев народными массами, становится, по «материальной силой», которая меняет ход истории.
Так вот, большевики обошли политических конкурентов, вбросив в массы лозунги, которые были наиболее созвучны реальным чаяниям народа: «Земля - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!», «Мир - народам!». А для реализации всего этого «Власть - советам!», которые в значительной мере контролировались самими большевиками и их политическими союзниками.

Сумели большевики «зацепить» своей идеологией народное большинство, мобилизовать людей на борьбу за личный материальный интерес, потому и победили. (Потом, конечно, они людей обманули, никому ничего не дали, но это другая история.)
Сейчас, 100 лет спустя, все то же самое, поэтому для новой революции и является бесценным опыт коммунистической партии, конечно, переосмысленный в контексте современных условий.
Общий принцип прежний – революционные лозунги должны соответствовать реальным чаяниям народа, которые, как и в прошлом веке, сводятся к обладанию средствами производства. Это ключевой момент – в фокусе народных устремлений находится не материальное благополучие как таковое, а именно собственность на средства производства, от которой массы отчуждены.
За столетие, прошедшее со времени большевистской революции, характер производительных сил существенно изменился, а с ним и социальная структура общества. Тогда «земля» с «фабриками» исчерпывала производственный потенциал феодальной России (75% населения составляли крестьяне) с нарождающимся промышленным потенциалом (10%). С тех пор благодаря научно-техническому прогрессу не только изменилось соотношение между крестьянством и пролетариатом, но и возникло множество иных сфер жизнедеятельности, в которых задействована значительная часть населения, но которые с сельскохозяйственным и фабричным производством непосредственно не связаны.
Большевистская формула «кто на каком предприятии работает, тот им и владеет», выводит из системы отношений собственности на средства производства учителей, врачей, ученых, военнослужащих, госслужащих, предпринимателей и других. Большевики их интересом могли пренебречь как политически незначимым (15% против 85% рабочих и крестьян), но сейчас-то таких уже больше половины населения. А если по старой логике продолжить коммунистический ряд, то получится «земля - крестьянам», «фабрики – рабочим», «школы – учителям», «больницы – врачам», «пушки – солдатам» и т.д., то есть абсурд, далекий от идеала социальной справедливости и заведомо ставящий разные профессиональные группы в различные материальные условия. Одно дело работать на предприятии, которое производит товар на продажу, и совсем другое учить детей, или лечить больных, или ломать голову над формулами. А что солдатам делать с пушками, как с них кормиться? А чиновникам с их ручками да перьями?
Так будет несправедливо и политически вредно. Поэтому в современных условиях нужно отойти от отраслевого принципа распределения собственности и поднять уровень обобществления, разделив все национальное достояние среди всех граждан страны. Каждому – его собственную, для всех одинаковую долю богатств природных, которые от Бога, и богатств рукотворных, созданных трудом всего народа в советский период.

Каждый гражданин России в течение своей жизни должен владеть долей в каждой крупной кампании и получать от нее доход, но без права распоряжаться своей долей (во избежание перераспределения собственности). Это справедливо, и это понятно всем независимо от степени политической активности или сознательности человека. «Цепляет», потому что прямо касается личного благосостояния.
Соответственно, революционный лозунг современности – «Каждому - его долю национального богатства!». Редакции могут быть иными, но смысл тот же, другого столь же действенного не существует. Противопоставить что-нибудь этому лозунгу сейчас нечего. И некому.
Александр Никитин, секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»