Уже более 20 лет прошло с момента убийства оккупантами 30 сентября 2000 года Мухаммада Ад-Дурра во время восстания Аль-Акса, но слова его отца «мальчик умер… мальчик умер» до сих пор остаются в коллективной памяти Палестины, арабских народов и всего свободного мира, возрождаясь всякий раз, когда очередной ребёнок-мученик гибнет под израильской машиной угнетения, после вторжения которой в землю Палестины, её дети лишились достойной жизни, играя лишь в смерть и похороны.
Репрессии и угнетение
Страницы истории богаты свидетельствами оккупационных преступлений против палестинских детей. С 1948 года израильтяне проводят жестокие репрессии против хозяев этой земли, включая её детей, которые страдают от убийств, ранений, перемещений и блокады. Палестинские дети погибают дома и за границей, например в Бейруте в 1982 году, когда израильтяне убивали палестинских детей и партизан, или во время Первого Восстания в 1987 году. Считается, что в 1988 году было арестовано около 1200 детей от 8 до 16 лет. Во время Второго Восстания в 2000 году картина была такой же. Солдаты оккупационных войск без колебаний стреляют в головы, сердца и спины беззащитных детей, что часто заканчивается тяжёлыми инвалидностями и психическими травмами на всю жизнь, возлагая бремя исцеления на родителей и благотворительные организации. По данным Палестинского центра статистики, с 2000 года более 45 тысяч палестинских детей получили ранения и стали инвалидами.
Палестинские дети сталкиваются с большими страданиями, чем их сверстники в других странах, поскольку оккупационные войска часто нарушают права человека и убивают тысячи палестинских детей и молодых людей. Среди этих жертв: братья Худы Галии, которой было 12 лет 9 июня 2006 года, когда израильские оккупанты на её глазах убили семерых членов её семьи в Секторе Газа; а также Хасан Манасра, убитый 11 октября 2015 года, и другие дети. Оккупационные преступления достигли своего пика во время Маршей Возвращения, которые начались 30 марта 2018 года. По данным Министерства здравоохранения, при подавлении этих протестов убито более 35 и ранено более 1433 детей, многие из них навсегда остались инвалидами. Кроме того, 170 детей остаются в тюрьмах Маджду, Офер и Ад-Дамун, и многие дети Аль-Кудса удерживаются в специальных центрах задержания, потому что им нет ещё и 14 лет.
По данным правозащитных организаций, за первую половину 2020 года израильские власти арестовали 2330 палестинцев, в том числе 304 ребёнка. Директор Программы юридической ответственности Рабочего движения защиты детей Айед Кутейш говорит, что «израильские оккупационные власти недавно внесли поправки в военный приказ №1651, которые лишили защиты детей 12-14 лет, ужесточив тюремные репрессии против них». Это было осуждено Международным движением в защиту палестинских детей, которое сообщило, что оккупационные силы - единственная организация в мире, которая каждый год судит в военных судах 500-700 детей. Страдания палестинских детей начинаются с ночных арестов дома или на улице и транспортировки до тюрем, причём, часто их родителям не сообщают о месте заключения их детей и не разрешают передать им тёплую одежду и одеяла, не говоря уж о нарушении основных прав, отказе в адвокате во время следствия и медицинской помощи, включая срочные операции и медицинские осмотры. Оккупационные власти игнорируют даже требования ООН освободить детей, которые сталкиваются с повышенным риском заражения коронавирусом.
С другой стороны, если вы думаете, что насилие и репрессии ограничиваются только израильскими военными, то сильно ошибаетесь. Если вы внимательно изучите события, то обнаружите, что еврейские поселенцы, живущие около крупных городов и мелких посёлков, также жестоко обращаются с беззащитными палестинскими детьми. Показательно в этом отношении убийство 2 июля 2014 года Мухаммада Абу Хдейра, которого израильские поселенцы сожгли заживо после многочисленных пыток в лесу Дейр-Ясина. Можно также вспомнить поджог дома семьи Давабша в деревне Дума мухафазы Наблус, из-за чего младенец погиб вместе со своими родителями, раскрыв жестокость и варварство поселенцев.
Методы пыток
- Издевательства и жестокие избиения при арестах с применением автоматов и ног.
- Натравливание собак.
- Использование детей в качестве живых щитов во время облав.
- Пытки и угрозы изнасилований на допросах.
- Долговременный отказ в медицинской помощи раненным детям.
- Перевод раненых в тюрьмы, несмотря на плохое состояние их здоровья.
- Выбивание признаний с применением побоев, пыток и угроз арестов родных.
- Использование одиночных камер и запрета посещения родных и адвокатов.
- Привязывание раненных детей к койкам, в добавление к жестокому обращению.
Пытки, которые оккупационные силы используют в отношении палестинских детей, проводятся в рамках комплексной программы, направленной, с одной стороны, на истощение молодого поколения через запугивание палестинских детей, чтобы ослабить сопротивление и вырастить интеллектуально неполноценное население, которое не может претендовать на свои исторические права, а с другой стороны, эта программа подавляет активных палестинцев, включая детей, с использованием арестов, ранений и убийств для достижения психологической победы в ежедневной оккупационной войне.
Психические проблемы
Физические и психические пытки, которые оккупанты используют для подавления сопротивления, оказывают прямое влияние на состояние психического здоровья палестинских детей. В результате, дети сталкиваются с различными страданиями и психическими проблемами, хотя эта картина может отличаться, в зависимости от места их проживания и количества израильских нарушений. Например, дети Сектора Газа считаются наиболее уязвимыми перед психическими заболеваниями, вызванными последствиями военных действий, поскольку они больше страдают от оккупационного насилия. По данным Всемирной организации здравоохранения, у детей Сектора Газа зарегистрировано более 210 тыс. случаев таких психических расстройств как повышенная нервозность, частые крики, страх одиночества и темноты.
По данным исследований, массовые аресты детей оказывают негативное влияние на их жизнь, даже после освобождения из тюрьмы. Такие дети страдают от хронического страха, мучительных кошмаров, бессонницы, снижения успеваемости и изменения поведения в обществе. Около трёх четвертей арестованных детей сталкивались с физическими пытками, и абсолютно все арестованные сталкивались с различными психическими пытками. Психические проблемы, от которых страдают палестинские дети - результат не только физических пыток оккупационных сил, но и всего ненормального положения, включая отсутствие доступа к основным услугам, местам отдыха, социальной помощи, возможностям социального развития и образования.
Жертвы политики
Проблемы палестинских детей основаны на новой географии, границах, разделительных стенах, постоянных и временных КПП. Эти проблемы коренятся в кризисе взаимодействия детей с окружающим миром, который уничтожает мечты, стремления и надежды, превращая оккупированную Палестину в большую тюрьму, которая, к тому же, политически разделена изнутри между ФАТХ и ХАМАС. Этот внутриполитический раскол бросает тень на всё палестинское общество, и особенно на детей, которые составляют самую уязвимую группу населения. Это проявилось, например, в блокаде, которую власти Рамаллы ввели в 2017 году в отношении Сектора Газа, и их решение прекратить финансирование электроэнергии, снизить заработную плату и заблокировать поставку лекарств в ответ на объявление о создании министерского комитета по управлению делами Сектора Газа.
Эти карательные меры привели к усилению воздействия кризиса на детей во всех сферах жизни. Глава фармацевтического управления Министерства здравоохранения Газы Мунир Аль-Бурш заявил, что «ситуация с лекарствами в Секторе Газа очень тяжёлая и опасная. Ускоренными темпами усиливается дефицит жизненно необходимых лекарственных средств, который достиг 42%. Кроме того, на 30% снизились поставки медицинских расходных материалов, и на 56% снизились поставки материалов для лабораторий и банков крови». Этот палестинский чиновник также указал на нехватку в Газе лекарств для пациентов с такими заболеваниями крови, как гемофилия, угрожая дальнейшим ухудшением здоровья местных жителей.
Постоянные перебои с электричеством негативно сказываются на жизни детей и лишают их права на образование, особенно в период экзаменов. Палестинские семьи в Газе вынуждены использовать для освещения даже свечи, что приводит к трагедиям. По данным Центра по правам человека в Газе Аль-Мизан, с начала 2010 по 10 сентября 2020 года 35 человек, включая 28 детей, погибли от ночных пожаров, а 36 человек, включая 20 детей и 6 женщин, получили ожоги различной степени тяжести. Отключения электричества превратились в инструмент коллективного наказания и подавления жителей Сектора Газа из-за прекращения работы мукомольных, молочных и других продовольственных фабрик, а также канализационных и очистных сооружений, угрожая населению экологической и санитарной катастрофой. Наиболее опасно отключение электрогенераторов в больницах из-за угрозы для жизни тяжело больных пациентов, включая младенцев.
Голод и бедность
Палестинские дети сталкиваются со всеми проблемами, которые существуют на Западном Берегу и в Секторе Газа, где последствия экономического кризиса снижают уровень жизни, угрожая населению голодом и бедностью. Дети могут голодать по независящим от них причинам, например из-за увольнения родителей или потери кормильца. С самого раннего возраста дети вынуждены работать за небольшую плату, чтобы накормить свои обедневшие из-за блокады и экономического кризиса семьи. В Палестине дети вынуждены бросать школу не из-за низкой успеваемости или плохого поведения, а из-за необходимости кормить своих родных. По данным Палестинского центра статистики, доля работающих детей составляет 4% от общего числа детей 10-17 лет, включая 1,3% детей, проживающих в Секторе Газа.
Цифры, раскрывающие страдания
- С 2000 года 45 тыс. палестинских детей получили ранения и стали инвалидами.
- Война 2008 года убила 412 ребёнка, нанеся физические и психические травмы тысячам детей.
- Война 2012 года унесла жизни 30 детей и младенцев.
- Во время войны 2014 года зарегистрировано 530 убитых и 3303 раненных детей, треть раненных остались инвалидами.
- За 9 лет (2006-2014 годы) в Газе убито 1097 детей.
- За первую половину 2020 году арестовано 350 детей.
- 2019 - самый худший год для палестинских детей, так как было арестовано 850 детей.
- Каждый год оккупационные власти арестовывают и допрашивают в среднем 700 детей от 12 до 17 лет.
- В 2020 году около 62% детей страдали от депрессии и тревоги.
- В 2020 году более 55% детей страдали анемией.
- Дефицит лекарств для детей и матерей достиг 71%.
- В 2020 году на оккупированной территории Палестины произошло 118 насильственных инцидентов, затронувших 23 тыс. детей.
В заключение можно сказать, что все международные организации, государства-доноры и подразделения ООН не смогли обеспечить детям адекватную защиту от жестокого насилия со стороны израильских оккупантов и поселенцев, а внутренние политические разногласия в Палестине оказывают всё более негативные последствия для всего населения, и особенно для детей.