Россия возвращается к созданию экранопланов

Россия возвращается к созданию экранопланов

Остатки советских разработчиков намерены представить новые проекты экранопланов
Вдохнуть новую жизнь в советские технологии экранопланов решил творческий тандем НПО «Радар ММС» (военная радиоэлектроника) и ЦКБ СПК (суда на подводных крыльях) им. Р.Е. Алексеева. Концепция предусматривает разработку экранопланов грузоподъемностью от 50 до 600 тонн. Выпуск машин должен начаться в 2016 году. В дальнейшие планы входит проектирование машин грузоподъемностью 2-3 тыс. тонн.
 
Ранее, зимой 2012 года, было заявлено, что Россия может вернуться к производству экранопланов. «Для нашей страны, которая имеет большие водные глади, вполне возможно найти область применения для экранопланов», – сообщил вице-премьер  Дмитрий Рогозин. В рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на период 2009–2016 годов» предусмотрено финансирование разработки экранопланов в объеме о 8,5 млрд рублей.
 
Экраноплан – аппарат находящийся на границе между тяжелым самолетом и легким катером.  Взлетают и садятся они на водную поверхность, как летающие лодки. Летит в считанных метрах над водой, под корпусом формируется так называемый «экран», который поддерживает летательный аппарат над ровной поверхностью, при необходимости «перепрыгивая» мелкие препятствия типа попавшихся по дороге островков.
 
Пионерами этой технологии было нижегородское ЦКБ СПК им. Алексеева, выпускающее  пассажирские катера на подводных крыльях – «Ракета», «Метеор» и многие другие. В в 60-е годы были запущены новые машины, заинтересовавшие военных. Их прототипы гоняли на северном Каспии со скоростью 450 км/час. Западные разведки прозвали машину «Каспийский Монстр».
 
Основным движком советских экранопланов был Д.Ф. Устинов, секретарь по оборонным вопросам ЦК КПСС, а с 1976 года – министр обороны СССР. Но разработки тогда опередили время. Они попали встык интересов сразу трех министерств - транспорта, судостроения и авиационной промышленности, а также ВМФ. Экраноплан мог произвести настоящий переворот, и никто из чиновников не хотел развивать эту перспективную тематику в пределах своих ведомств. В ЦКБ возникли трудности.
 
Прототип разбили в 1980 году. Из семейства отечественных экранопланов прошли испытание две военные разработки – проект 904 «Орленок» (транспортно-десантный экраноплан) и проект 903 «Лунь» (ударный экраноплан с тремя спаренными установками противокорабельных ракет 3М80 «Москит»). С начала 90-х годов прошедшие цикл испытаний «Луни» и «Орлята» оказались забыты: экземпляры этих полукораблей-полусамолетов откровенно гниют под открытым небом.
 
Экранопланы не дешевы. Это следствие их размера (для обеспечения устойчивости в режиме экрана). Низковысотный профиль полета не оптимален с точки зрения турбулентностей, взлетные режимы требуют высокой мощности, что обеспечивается установкой дополнительных двигателей (у «Орленка» стартовые турбореактивные двигатели сочетались с маршевым турбовинтовым). Они чувствительны к «качеству экрана», что исключает их применение при волнении более 3-х балов.
 
На сегодня это безусловно, эффектная, но дорогая и узкоспециализированная разработка. Возможность применения в гражданской авиации много шире – в качестве морских спасателей (до известных пределов), местных прибрежных и речные грузопассажирских перевозок.
 
Грузоподъемность машин интересна с точки зрения коммерческой эксплуатации, высокая скорость, аэродромы не требуются (только свободная акватория). Однако экономика эксплуатации нового технического семейства еще требует внимательного расчета. 
Последние новости
Офшорные активы, принадлежащие российским чиновникам и руководителям государственных компаний, занимали видное место в…
Таллин подписал сделку по покупке у "Израиля" ракетных комплексов Blue Spear (5G SSM), разрабатываемых специально для…