Работники СМИ признают, что испытывают постоянное давление, направленное на распространение только той информации, которая удовлетворяет интересам Американской империи. Имперские правители публично сознаются, что они заинтересованы в манипулировании общественным мнением.
Даже минимальный уровень критического мышления позволяет быстро понять, что СМИ всегда поддерживают все войны США, все их внешнеполитические цели, и безоговорочно демонизируют независимые правительства, которые встают на пути у империи. Абсурдно отрицать успешность этой пропагандистской машины. И хотя все мы считаем себя независимыми и невосприимчивыми к внешнему влиянию, нужно признать печальный факт: человеческий разум легко обмануть. Манипуляторы знают это, и поэтому используют современную пропаганду, которая формировалась более века.
Постоянно бомбардируя наши мозги примитивными, повторяющимися шаблонами о нашей жизни, пропагандисты используют такие сбои человеческого сознания, как эффект иллюзорной правды, который заставляет наш разум путать пропаганду с реальностью. Наше одурманивание имперской пропагандой начинается с детства, потому что школьное образование формируется системой власти, в интересах которой создаётся эта пропаганда. Именно поэтому такие олигархические плутократы как Джон Рокфеллер интенсивно вмешиваются в формирование современных школьных систем.
Наше мировоззрение формируется в интересах наших правителей ещё в детстве, вместе с предрассудками, которые закрепляют это мировоззрение в практически неизменном виде до конца жизни. Именно поэтому сложно убедить кого-то, что его убеждения по какому-то вопросу основаны на лживой пропаганде. Я знаю, что многие винят в этой проблеме школьное образование, которое не учит критическому мышлению. Я также знаю, что некоторые течения марксистской теории показывают, что европейцы очень подвержены пропаганде, потому что эта пропаганда защищает классовые интересы их правящих классов. Я считаю, что оба эти фактора очень важны. Но основная причина верности внушённым пропагандой взглядам, по моему мнению, очень проста и известна.
Современная психология утверждает, что люди склонны держаться за любые свои убеждения, внушённые пропагандой, религией или обучением. Упорство в своих убеждениях – это склонность людей придерживаться устоявшихся взглядов, даже если им предъявляются очевидные доказательства их ложности. Согласно теории, в древние времена люди жили в племенах, которые враждовали друг с другом, и для нашего выживания были важны племенная сплочённость и взаимное доверие, а не правда. Поэтому наши мозги считают важной верность современным «племенам»: расам, национальностям, странам, религиям, идеологиям и политическим группировкам.
Эта тенденция может принимать форму мотивированных рассуждений, при которых наши эмоциональные интересы и «верность племени» влияют на наше восприятие новой информации. Это также может привести к обратному эффекту: когда столкновение с доказательствами ложности наших убеждений не только не изменит, но и укрепит их. Поэтому вера в имперскую пропаганду объясняется очень просто: люди верят в то, что им постоянно внушается «племенем», потому что так устроена психология человека. Если вы можете постоянно и усиленно внушать людям какую-нибудь пропаганду с раннего детства, а позже навязать им господствующую пропаганду «племени», с которым они себя связывают, то человеческая психология защищает эти убеждения.
Так действует пропаганда в современных политических системах. Я часто вижу, как люди удивляются: почему самые умные их знакомые верят в самые нелепые пропагандистские мифы? Именно поэтому. Умный человек, постоянно живущий в условиях пропаганды, будет только чуть умнее оправдывать внушённые ему предрассудки, чем глупый. Некоторые из самых заумных статей о внешней политике написаны докторами наук, но всё, что даёт им ум – это лишь способность выдумывать логично выглядящие аргументы, оправдывающие убийственную и идиотскую внешнюю политику США.
Важно понимать, что склонность мозга усиленно защищать своё мировоззрение не означает, что нельзя изменить убеждения человека в свете новых доказательств, но это намного сложнее, чем придерживаться устоявшихся взглядов. Для изменения убеждений необходима внутренняя работа, искренность и честность с самим собой. Но это вполне реально. Это обнадёживающе для тех из нас, кто хочет убедить людей отказаться от предрассудков, внушённых пропагандистской машиной, и обратиться к реальности.
Иногда достаточно проявить терпение и сочувствие, спокойно поговорить с кем-то, как с равным, чтобы преодолеть примитивные психологические установки, которые заставляют бояться «враждебные племена». И это может оказаться эффективнее объективных фактов, опровергающих ложь о России или Китае, или чём-то ещё. Самое главное: нужно просто говорить правду самыми свежими, интересными и творческими способами. Чем чаще мы это делаем, тем больше вероятность, что кто-то сможет уловить проблеск реальности за завесой пропаганды. Чем больше мы работаем над этим, тем больше шансов на широкое распространение правды.