В ноябре 2014 года Москва и Пекин подписали 3-миллиардный контракт на поставку 6 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-400, которые существенно повысят воздушную обороноспособность Китая против США и их союзников на западе Тихоокеанского региона.
Обладая дальностью слежения около 600 км и способностью поражать цели на расстоянии 400 км со 17 тыс. км/час, превышающей скорость любого из существующих самолетов, С-400 представляет собой действительно крайне опасное оружие. Впервые он поступил на вооружение российской армии в 2010 году. Каждый дивизион С-400 насчитывает 8 пусковых установок, центр управления, радар и 14 перезаряжаемых ракет.
В отличие от переоцененных американских ракет «Patriot», оказавшихся неудачными, С-400 превосходит по своим характеристикам и еврейский «Железный Купол». «Принимая во внимание его радиус действия и эффективную электронику, С-400 является качественно новой системой, которая бросает вызов существующим видам вооружений на оперативном уровне военных действий», заявил в интервью изданию «Defense News» президент компании «Global Strategies and Transformation» Пол Гиарра. С-400 будет обладать «эффектом превращения оборонительной системы в наступательную, а также расширит зону A2/AD (преграждение доступа/блокирование зоны) Китая на территорию союзников США и морские акватории».
С-400 был разработан для защиты воздушного пространства России и окружающей территории в несколько сот километров от ракет и самолетов всех типов, в том числе и с антирадарным покрытием. Поскольку это очень мощное и точное оружие, способное изменить баланс на любом театре военных действий, Москва в течение долгого времени воздерживалась от экспорта даже предшествовавшей модели, С-300, своим союзникам Сирии и Ирану.
При том, что в США, Китай считается «особым случаем», вероятность нападения которого близка к нулю, тем не менее, приобретение Пекином С-400 – очень плохая новость для американских F-35.
Россия и США традиционно придерживались разных военных стратегий. Во время холодной войны Америка делала ставку на палубную авиацию авианосцев - для распространения своего влияния на запад Тихоокеанского региона. Россия (справедливо) решила, что эти плавучие взлетные полосы являются легкими мишенями для их береговой авиации дальнего радиуса действия и противокорабельных крылатых ракет.
Русская логика элегантна и проста. Когда средняя стоимость атомного авианосца составляла около $1 млрд, в то время как одна противокорабельная ракета стоила менее $1 млн. За деньги, которые американцы должны были заплатить за 1 авианосец, русские могли сделать 1000 крылатых ракет. Таким образом, если хотя бы часть этих ракет достигла цели, все авианосцы США были бы уничтожены.
Россия так уверена в точности своих ракет, что на подвеске стратегического ударного бомбардировщика Ту-22 «Backfire» устанавливалась лишь одна ракета Радуга Х-22 (по натовской классификации — AS-4 Kitchen). По мнению эксперта Билла Суитмена, эти ракеты могли быть «запрограммированы на конкретное окно в здании Пентагона».
Китай следует по той же траектории. Он воспринял применявшуюся Россией во времена холодной войны стратегию, которая предусматривала атаку атомных авианосцев эскадрильями бомбардировщиков с крылатыми ракетами на борту. Фактически нет необходимости в полном уничтожении авианосца; даже легкие повреждения могут на несколько месяцев вывести эти огромные суда из строя. А поскольку войны в наше время не длятся так долго, это заставило бы американцев капитулировать в любом столкновении с применением конвенциональных вооружений.
Чтобы противостоять ракетной угрозе для своих авианосцев, американцы сделали ставку на унифицированный ударный истребитель F-35 Joint Strike Fighter. Более триллиона долларов уже затрачено на осуществление этого проблемного проекта.
Компания «Lockheed-Martin» утверждает, что F-35 обладает такой современной электроникой, что он способен лишить управления любой нацеленный на него снаряд. Между тем, сбить С-400 очень непросто. «Это оружие обладает многими характеристиками, позволяющими преодолеть контрмеры, среди которых более мощный радар с большим радиусом действия и повышенной устойчивостью к подавлению. Кроме того, у него имеется комплект из трех ракет, управляемых в разных диапазонах, что позволяет преодолеть эшелон обороны», считает независимый военный аналитик Иван Олрич.
Есть и еще один аспект ущерба, который С-400 наносит F-35. Корпуса самолетов III поколения, таких как Су-30 и Миг-29 сделаны из алюминия, а стелс-самолеты изготавливают из композитного материала со специальным покрытием, для нанесения которого требуется несколько часов. На каждый час полета, F-35 требует от 9 до 12 человеко-часов обслуживания. И это при условиях нормального полета. Износ будет значительно большим в случае противозенитных маневров, абсолютно неизбежных при попытке ускользнуть от радара С-400 (при условии, что у F-35 будет достаточно времени среагировать на пуск ракеты). В таком случае восстановление покрытия потребует не только новых методов ремонта, но возможно и наземного обслуживания в условиях компании-производителя. Именно по этой причине на военной базе ВВС «Eglin» во Флориде на каждый F-35 приходится 17 механиков.
Защитники F-35 говорят, что самолет способен эмитировать излучение на таких частотах, которые дезориентируют и обезвредят С-400. Однако, испытания показали, что способность F-35 к подавлению радаров не столь велика, как предполагалось. Некоторые специалисты авиации ВМФ и промышленности утверждают, что антирадарные характеристики истребителя просто фикция.
Согласно изданию «Air Power Australia» «С-300 и С-400 без сомнения представляют собой самые мощные зенитно-ракетные комплексы, широко применяемые в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Хотя их часто называют «российскими Патриотами», по многим характеристикам эти системы превосходят американские ракетные комплексы, а последние модификации обладают значительно более высокой маневренностью, а следовательно, и выживаемостью, чем ракеты «Patriot».
Ракетная сделка может служить свидетельством явного роста доверия между руководством России и Китая. Контракту на поставку С-400 предшествовала сделка по продаже истребителя-бомбардировщика Су-35 в прошлом году. Переговоры, тянувшиеся в течение долгих лет из-за желания российской стороны защитить свою интеллектуальную собственность, получили зеленый свет после введения западных санкций.
Русские опасались, что Китай приобретет несколько «образцов», размонтирует их и затем отменит сделку, убедившись в том, что сможет создать собственную версию. В сущности, китайцы так обычно и поступали с российскими вооружениями. Их истребитель J-15, например, является копией российского Су-33.
Однако, сложность комплекса С-300 и российских авиационных двигателей оказалась самым серьезным препятствием для «копировальной индустрии» Пекина. Это убедило Москву в возможности подписать контракт на поставку современных вооружений. Кроме того, в 2008 и 2012 годах Россия убедила Китай подписать более жесткие соглашения по охране интеллектуальной собственности.
На данный момент Пекин получит лишь 4 подобных системы, однако даже этого небольшого количества будет достаточно, чтобы получить военное превосходство.