Как и его предыдущие попытки, включая взрывающиеся сигары, кубинский «Твиттер» и халтурную высадку в заливе Свиней, попытка использовать рэпперов закончилась постыдным провалом.
В течение более чем двух лет американская организация по оказанию помощи развивающимся странам USAid тайно пыталась проникнуть в неофициальное кубинское движение хип-хопа. Идея заключалась в том, чтобы использовать кубинских рэпперов для «прорыва информационной блокады» и создать сеть из молодых людей, стремящихся к «социальным переменам», чтобы воодушевить молодежное движение против правительства президента Рауля Кастро.
Эта операция следовала знакомой схеме других методов секретной войны Америки на Кубе - она была дилетантской и крайне провальной. Кубинские службы задержали людей, участвовавших в операции, и конфисковали компьютерную технику, которая содержала информацию, ставившую под угрозу кубинцев, которые в своем большинстве и понятия не имели, что оказались вовлечены в тайную программу.
Операция USAid также скомпрометировала кубинскую динамичную хип-хоп культуру, в которой зародилась самая резкая низовая критика с тех пор, как Фидель Кастро пришел к власти в 1959 году. Музыканты, которых пытались продвигать подрядчики USAid, уехали из страны или прекратили выступать, а у одного из самых популярных музыкальных фестивалей было сменено руководство после того.
В программе USAid участвовала компания «Креативная Ассоциация Интернационал» (Creative Associates International) - вашингтонский подрядчик, которому заплатили миллионы долларов для дестабилизации кубинского правительства. На тысячах страниц документов представлены контракты, электронные письма, сохраненные чаты, бюджеты, отчеты о расходах, презентации power point, фотографии и паспорта.
Работа включала создание социальной сети «Кубинский Твиттер» и отправку неопытной латиноамериканской молодежи для вербовки активистов. USAid отрицает, что программа являлась секретной. В своем заявлении агентство сказало, что целью программы было «укрепление гражданского общества в местах, где гражданская активность подавляется и где людей преследуют, арестовывают, подвергают физическому воздействию или даже хуже».
Сначала операция хип-хопа управлялась на Кубе сербским подрядчиком Райко Бозичем. Его проект использовал рецепт организации «протестных концертов студентов» студентов, которое стали запалом операции по свержению сербского президента Слободана Милошевича в 2000 году.
Подрядчики вербовали множество кубинских музыкантов для проектов, закамуфлированных под культурные инициативы, но на самом деле нацеленных на то, чтобы существенно повысить их рейтинг и разжечь движение фанатов для выступлений против правительства.
Бозич сконцентрировал большую часть своих усилий на хип-хоп группе «Los Aldeanos», широко популярной среди кубинской молодежи за нелицеприятные тексты песен.
«Люди маршируют слепо, у вас нет авторитета, - звучала рэп-группа в Long Live Free Cuba! - Идите скажите капитану, что этот корабль быстро тонет».
«Креативная Ассоциация» использовала подставную компанию в Панаме и банк в Лихтенштейне, чтобы скрывать денежные следы финансирования телепрограммы, в которой главную роль играла группа «Los Aldeanos». Телепрограмма распространялась на DVD-дисках, чтобы обойти кубинскую цензуру.
Затем колумбийская рок-звезда Хуанес объявил о концерте в сентябре 2009 года в центре Гаваны. Менеджеры «Креативной Ассоциации» два дня разрабатывали схему того, как убедить Хуанеса позволить «Los Aldeanos» выступить вместе с ним.
Это у них не получилось, но Хуанес публично поблагодарил рэпперов после концерта и сфотографировался с ними. Подрядчики считали, что такого рода публичная поддержка со стороны «крупной звезды» защитит «Los Aldeanos» от давления государства.
Представитель Хуанеса, Джон Рейли, сказал, что у концерта не было политической повестки дня и что Хуанес и другие организовавшие концерт артисты не знали о том, чем занимались другие.
Позднее харизматичный солист группы «Los Aldeanos» Альдо Родригес был задержан. Ксавье Атсет, руководивший этой программой для «Креативной Ассоциации Интернационал», посчитал арест идеальной проверкой того, поможет ли повышение значимости Альдо спасти его от тюрьмы. В конце концов, родственник Альдо позвонил Сильвио Родригесу, легендарному певцу. Тот позвонил другу в кубинском министерстве культуры и попросил вернуть компьютер. Если проблема в этом, сказал он другу, то «скажи им, что это я подарил им компьютер».
«Очевидно, что он сделал то, что я сказал, - рассказал Родригес. - Я никогда не представлял себе, что такая программа могла существовать... Когда вы узнаете, что вокруг вас заговор, то это шокирует».
В какой-то момент подрядчики обратились в правительственный «Институт сексуального воспитания», которым руководит дочь Рауля Кастро, Мариела, чтобы институт стал частью фестиваля «Exit» в Сербии, при том, что деятельность организаторов фестиваля и «хип-хоп операция» на самом деле были направлены против Кастро. Институт послал двух представителей на фестиваль, но не провел с ими никакой работы.
Кроме того, подрядчики заплатили $15000, чтобы профинансировать фестиваль искусств и музыки, устроенный семьей Пабло Миланеса, хорошо известного певца музыки «nueva trova», имевшего тесные связи с правительством. Их тайной целью было «заронить семена новых идей в умы организаторов фестиваля» и убедить их сделать «впечатляющие послания» для аудитории, говорится в одном отчете.
Дочь Миланеса Сайлен Миланес сказала, что за день до фестиваля появились правительственные чиновники и предупредили ее, что она связалась с сомнительными личностями. Они даже показали ей копии электронных писем Бозича, которые они назвали подозрительными.
Бозич был задержан по приезду в Гавану с оборудованием, включая флеш-карту с разоблачительной информацией. Он прервал свою поездку, а другим подрядчикам сказали, что он вернется теперь не скоро.
Затем кубинские власти задержали фотографа, работавшего с Адрианом Монзоном, единственным кубинцем, который, как показывают документы, работал на «Креативную Ассоциацию» по хип-хоп программе осознанно. Органы госбезопасности допросили затем виджея Монзона. Он сообщил «Креативной Ассоциации», что кубинские власти встревожены в отношении Бозича и подозревают связи с ЦРУ.
Четыре месяца спустя группа «Los Aldeanos» покинула Кубу для своей первой поездки за пределы острова, чтобы выступить на фестивале «Exit» в Сербии. При этом они ставили ничего не подозревающими объектами обучения лидированию с целью «сконцентрировать их в качестве агентов социальной мобилизации», - написал Атсет, опытный агент «продемократических движений».
Монзон был снова задержан по возвращению в Гавану в апреле 2011 года, в его компьютере были обнаружены документы двух менеджеров «Креативной Ассоциации».
В августе 2010 года «Los Aldeanos» выступили на «Rotilla» - одном из крупнейших независимых музыкальных фестивалей Кубы. Выступая перед толпой из 15000 человек, они критиковали правительственных чиновников по именам и насмехались над полицией. «Полиция, вместо того, чтобы заставить меня их ненавидеть, вызывает у меня жалость, потому что они такие говноеды, что даже не понимают, что они жертвы системы. Вива Куба либре», - пели партнеры «Креативной Ассоциации»
Через несколько месяцев один подрядчик USAid сообщил своим кураторам, они проникли внутрь фестиваля, но вскоре кубинцы вернули себе руководство фестивалем.
Группа «Los Aldeanos» эмигрировала во Флориду. В видеоклипах с «новой родины» Альдо уже не "ждет перемен", играет с собаками и детьми, делая лишь разрозненные упоминания о политике, и поет о безликой помощи людям, чтобы они "любили друг друга", и о том, что "нужно сделать мир лучше".