9 октября администрация соцсети «Фейсбук» без предупреждения или уведомления удалила страницу популярного палестинского новостного ресурса Палестинский Информационный Центр (ПИЦ); данный акт - очередное доказательство того, что война произраильского ресурса против палестинского взгляда на происходящее продолжает идти полным ходом.
У ПИЦ было около пяти миллионов подписчиков на «Фейсбуке», то есть это был популярный ресурс, пользовавшийся доверием среди значительной доли палестинцев и их сторонников во всём мире. По мнению «израильских» троллей в социальных медиа, ПИЦ был слишком эффективен - а, значит, его надлежало закрыть. Как обычно, «Фейсбук» Цукерберга подчинился.
Этот часто повторяющийся сценарий - когда произраильские тролли в соцсетях налетают на палестинскую медиа-платформу, а затем привлекают администраторов «Фейсбука», чтобы подвергнуть цензуре материалы, банить пользователей или удалять целые страницы - теперь превратился в норму. Палестинскую точку зрения на «Фейсбуке» попросту не хотят видеть, и границы дозволенного стремительно сужаются.
Как поведала мне пользователь «Фейсбука» «Сью», администрация платформы выдала ей предупреждение за «разжигание ненависти/травлю» ввиду высказанного мнения о том, что «“израильтяне” милитаризированы в своей психологии», и что «воображаемая угроза от палестинцев и реальная к ним ненависть поддерживаются (“израильским”) правительством».
«Сью», разумеется, права в своих оценках, о чём неоднократно говорил даже сам президент «Израиля». 14 октября 2014 года Реувен Ривлин заявил, что «настала пора признать: “Израиль” - больное общество, и его болезнь нуждается в лечении». В свою очередь, неприкрытые попытки «израильского» премьера Натаняху раздуть страх, ненависть и расизм ради дополнительных голосов на выборах в «Израиле» стали предметом заголовков статей и репортажей в СМИ по всему миру.
Неясно, в чём именно заключается нарушение и какая именно часть высказываний «Сью» представляет собой «разжигание ненависти» и «травлю».
Я попросил других пользователей поделиться своим опытом на «Фейсбуке» в свете высказываемых ими пропалестинских взглядов. Их ответы указывают на отчётливую закономерность: «Фейсбук» действительно ведёт борьбу - но не с «разжиганием ненависти», а с критикой в адрес «израильской» войны, блокады, расизма и апартеида.
Так, например, «Хосе» был подвергнут цензуре за то, что написал на испанском языке: «Нет ничего более трусливого, чем нападение на ребёнка, убийство младенца <…> Чёртова армия трусов, убийц палестинских детей, это не война, а геноцид».
«Дерек» же в прошлом «многократно» подвергался 30-дневной заморозке аккаунта на «Фейсбуке» «по различным обвинениям». По его словам, «всё, что нужно - это достаточное количество жалоб от троллей, объединённые в тайные координационные группы».
Данная закономерность подтверждается примерами «Аниссы», «Дебби», «Эрики», «Лейлы», «Оливии», «Рича», «Эдди» и многих-многих других.
Но что это за «тролли» и каковы истоки неумолимой борьбы «Фейсбука» против палестинцев и их сторонников?
Тролли
Как стало известно благодаря документу, попавшему в распоряжение «Electronic Intifada», «израильское» правительство спонсирует «глобальную кампанию влияния» с огромным бюджетом и единственной целью: воздействовать на зарубежные аудитории и противодействовать палестинскому движению бойкота, дивестиций и санкций (БДС).
Аса Уинстенли в своём материале на «Electronic Intifada» рассказал о «многотысячной армии троллей», «финансируемой “израильским” министерством по “стратегическим вопросам”».
«Министерство призналось в работе с группами-ширмами, которые “не хотят раскрывать свою связь с «государством»”», - писал Уинстенли.
В одной такой группе троллей - Act.IL - насчитывается 15 000 активных членов.
Майкл Бюкерт на сайте «Jacobin Magazine» описывает основную функцию пользователей приложения Act.IL:
«С помощью мобильного приложения и онлайн-платформы Act.IL “Израиль” стремится рекрутировать толпу “диванных воинов” и троллей на борьбу против самых ужасных и зловещих форм насилия: пропалестинских записей в “Твиттере” и на “Фейсбуке”».
Act.IL - лишь вершина айсберга масштабной централизованной кампании, проводимой «израильским» правительством и охватывающей легионы ландскнехтов во всём мире. Однако «Израиль» никогда бы не достиг своих целей, если бы «Фейсбук» не превратился в официального союзника «израильских» властей в их «войне» против палестинцев в соцсетях.
В 2014 году Сохаиб Захда стал, как сообщается, первым палестинцем, арестованным «израильской» армией за опубликованную в соцсетях запись: так был дан старт новой стратегии по искоренению того, что «Израиль» именует «подстрекательством». С тех пор по этому основанию были арестованы сотни палестинцев - главным образом, молодых художников, поэтов и студентов-активистов.
При этом проводить серьёзный мониторинг «Фейсбука», по данным «Intercept», «Израиль» начал только в 2015 году.
«Аресты палестинцев из-за записей в “Фейсбуке” позволяют взглянуть на практику “израильского” полицейского “государства” и раскрывают тёмную сторону социальных медиа, - писал Алекс Кейн. - То, что когда-то считали оружием слабых, превратилось в инструмент для поиска и выявления потенциального сопротивления».
«Израиль» наскоро подготовил юридическую базу для арестов (в одном только 2015 году было открыто 155 дел), и созданное таким образом прикрытие было впоследствии использовано в соглашении с «Фейсбуком». Ст. 144 D.2 «Уголовного кодекса» «Израиля» 1977 г. вновь и вновь применяется для противодействия возникшему значительно позднее феномену социальных медиа во имя подавления «подстрекательства к насилию и террору».
Реализация «израильской» стратегии началась с масштабной кампании хасбары (пропаганды), нацеленной на создание общественного и медийного давления на «Фейсбук». С помощью новой своей армии троллей «израильское» правительство приступило к выстраиванию глобального нарратива вокруг идеи о том, что «Фейсбук» превратился в рассадник идей насилия, используемый палестинцами для своих целей на низовом уровне.
Совместная команда «Фейсбука» и «Израиля»
Когда «израильское» правительство в сентябре 2016 года объявило о желании сотрудничать с «Фейсбуком» в «борьбе против подстрекательства», «Фейсбук» дал понять, что готов к компромиссам, даже если это означает нарушение основополагающей свободы слова, которую он поклялся защищать.
Тогда-то сионистское правительство и «Фейсбук» и договорились «определить способ борьбы с подстрекательством», как сообщает агентство «Associated Press» со ссылкой на ключевых «израильских» функционеров.
Соглашение стало результатом двухдневных дискуссий с участием, среди прочих, министра внутренних дел «Израиля» Гилада Эрдана и министра «юстиции», кровавой Айелет Шакед.
Канцелярия Эрдана опубликовала тогда заявление о «достижении соглашения с представителями “Фейсбука” по созданию команд, которые выработают наилучшие методы мониторинга и удаления подстрекательских материалов».
По сути это означает, что любые материалы, связанные с Палестиной и «Израилем», теперь подвергаются фильтрации, причём не только модераторами самого «Фейсбука», но и «израильскими» "пропагандёрами".
Для палестинцев исход оказался печальным: огромное количество страниц, таких как ПИЦ, были удалены, а аккаунты бесчисленного множества пользователей - заморожены или закрыты.
Довольно часто процесс преследования палестинцев и их сторонников происходит в соответствии с одной и той же логикой:
- Произраильские тролли занимаются «прочёсыванием», мониторингом и комментированием палестинских записей.
- Тролли жалуются на «некорректность поведения» людей и «оскорбительные» материалы «команде» «Фейсбука»/«Израиля».
- «Фейсбук» выносит рекомендации в отношении аккаунтов, помеченных для цензуры.
- Палестинские и пропалестинские аккаунты подвергаются закрытию.
ПИЦ не получил никакого предупреждения перед закрытием; весьма вероятно, что в отношении него была применена та же самая процедура.
Когда социальные медиа только появились, многие узрели в них возможность представлять и продвигать идеи, которые по той или иной причине игнорируются господствующими СМИ.
Палестина внезапно нашла для себя новую, доступную медиа-платформу - платформу, в которой бал правили не богатые собственники и рекламодатели, но миллионы обыкновенных людей.
Но «Израилю» удалось найти способ обуздать мощь «Фейсбука» и подчинить своему контролю дискуссии о правах палестинцев и «израильской» оккупации.
Когда изобличение апартеида, осуждение детоубийц и обсуждение охватившей «Израиль» ментальности страха превращаются в «разжигание ненависти» и «травлю», следует задуматься о том, что стало с «фейсбуковским» обещанием свободы и демократии.
Конечно, «Фейсбук» многое сделал для того, чтобы дискредитировать себя в последние годы, однако самым зловещим его поступком представляется установление цензуры в отношении тех, кто ведёт борьбу против «государственного» насилия, расизма и апартеида - и пример Палестины здесь особенно показателен.
Рамзи Баруд, Романа Рубео