По их мнению, он заметно успокоит валютных спекулянтов и может стать основным платежным средством в системе наших международных расчетов.
«Это способствует ослаблению нашей зависимости от валютных резервов, от валютной составляющей, прежде всего долларовой», - пояснил депутат Государственной Думы Сергей Гаврилов. По мнению депутата, смена валюты повлечет наступление переходного периода, который завершиться благоприятно для экономики страны. В пример он привел переход на европейскую валюту.
Однако, инициатива обсуждается парламентариями лишь в «клубной» - устной - форме.
Среди участников обсуждений появляются и такие персонажи, как сенатор от Татарстана Сергей Батин, выступающий от лица комитета СовФеда по бюджету и финансовому рынку. Который пугает «значительными расходами» при переходе на «золотой рубль», одновременно выступая за «исламские финансы», для введения которых понадобится изменение 17 федеральных законов: Налогового кодекса, закона о банковской деятельности, закона о рынке ценных бумаг и т.п. При том, что про отказ от доллара в международных расчетах Батин ничего не говорит...
При этом законотворцы застряли на том, что для создания новой валюты требуется принятие поправок в статью 75 Конституции и указ президента России. Кроме того, в соответствии с интересами «группы Zero» насаждается мнение о необходимости введение альтернативной резервной валюты, в качестве которой рассматривается юань.
Напомним, что с 24 января Иран более не использует доллар США для проведения международных расчетов. Согласно заявлению зампреда Центрального банка Ирана Голямали Камьяба иранскому агентству «Тасним»: «В торговом обмене с зарубежными странами Иран использует другие валюты, в том числе китайский юань, евро, турецкую лиру, российский рубль и южнокорейскую вону».
И не встречает здесь особых проблем.
Общая тенденция в России и Китае сегодня в снижении накоплений в обязательствах Казначейства США и постепенная замена бумажных активов на физические.
В целом только золотой запас России в течение декабря 2014 года вырос на рекордную величину за последнее полугодие – более $46 млрд.
Одновременно происходил -
ОТКАЗ ОТ ВНЕШНЕЙ ДОЛЛАРОВОЙ ЗАДОЛЖНОСТИ
К примеру, многие комментарии говорят о «беспрецедентном» оттоке капиталов из России, однако западные аналитики забыли о некоторых существенных деталях.
Так Центральный Банк России опубликовал данные об объемах оттока капиталов за 2014 год, которые вызвали радостную реакцию у политиков и экономистов в США, которые увидели в них свидетельство приближающегося краха российской экономики. Включая Б.Обаму, который на днях заявил о «разорванной в клочья» российской экономике.
На первый взгляд цифры действительно ужасны: официальный чистый отток капитала за 2014 год составил около $151 млрд., в 2,5 раза превысив показатель 2013 года: в I квартале 2014 года из России было выведено $48,2 млрд., во II квартале - $22,4 млрд., в III квартале - 7,7 млрд., а в IV квартале – 72,9 млрд.
Между тем, цифры нуждаются в некоторых разъяснениях, которые многие аналитики предпочитают игнорировать.
- $19,8 млрд. в IV квартале были направлены на расширение линии валютного кредитования российских банков;
- в течение первых трех кварталов 2014 года $16,1 млрд. были направлены банками на выплату своим иностранным кредиторам (которые в рамках санкций отказались от перекредитования ряда крупнейших банков). Агрегированные данные по выплате долгов за IV квартал отсутствует, однако на основе помесячных данных можно предположить, что этот показатель составил не менее $11,8 млрд. Таким образом, «отток капитала» связан и со снижение долговой нагрузки на $27,9 млрд.
- объем выплаты долгов в небанковском секторе экономики был еще более значительным. Только в IV квартале запланированные объемы погашения задолженности составляли $34,8 млрд.
Итак, только за III и IV кварталы сумма погашенной задолженности банков должна была превысить $45,3 млрд., а в корпоративном секторе – более $72, 6 млрд. Итого $118 млрд. или 78% «катастрофического оттока капиталов» из России было направлено на погашение внешней задолженности. Что сложно назвать «бегством» капиталов.
Россия не сама избрала эту политику, но была вынуждена к ней прибегнуть из-за введения санкций, ударивших по российским банкам и компаниям (включая и те, которые не были непосредственно внесены в санкционные списки), а также прекращения доступа к западным кредитным рынкам.
МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ «КАТАСТРОФОЙ»?
Чтобы ответить на этот вопрос, было бы полезно ещё раз взглянуть на оставшиеся $33 млрд. За ними — масштабная долларизация сбережений (конвертация рублей в доллары и другую валюту), курсовая разница сбережений в иных валютах, кроме доллара, и т.п.
Оценивая все эти данные, нельзя не упомянуть о позитивных моментах: большая часть «бегства капитала» направляется на улучшение банковских балансов и снижение внешней задолженности России. Что трудно назвать катастрофическим явлением, не так ли – особенно, с учетом анонсированного потенциального перевода международных расчетов на «золотой рубль»? - В целом, ответ очевиден.
В идеале – нужно вести разговор о создании Международной Клиринговой палаты – которая не только не позволит создать нового монстра «мировой резервной валюты» (хотя бы и в виде «дружественного нам юаня»), но и даст важные стратегические преимущества России, если мы начнем процесс, в т.ч. начав формулировать правила клиринга и территориального размещения депозита для его обеспечения.
Впрочем, здесь возникает главный вопрос – хватит ли на все на это воли у правительства путинских либерал-дегенератов или все опять закончится трёпом в Думе на уровне «золотого рубля»?
И здесь, к сожалению, велика вероятность, что оккупационный режим будет держаться за доллар ФРС до доведения России до хаоса социального взрыва.